хвала ребенка

Многие современные методики воспитания призывают как можно чаще хвалить ребенка. Якобы в этом случае он будет более смелым и уверенным в себе. Но так ли это на самом деле? И как правильно хвалить ребенка, чтобы помочь ему, а не навредить? Далеко не все родители знают об этом.

Правильная похвала, которая пойдет ребенку на пользу, характеризуется некоторыми признаками:

  • На ребенка не вешаются ярлыки, даже положительные. При похвале нужно оценивать не личность ребенка, а его поступки.
  • При похвале делается акцент на тех усилиях, которые уже были приложены ребенком для достижения поставленной цели.
  • Показывается свое восхищение успехом, которого достиг ребенок, обязательно описывать свою реакцию на информацию о достижениях ребенка.
  • Если ребенок в чем-то помогает или делает какую-то работу по хозяйству, или выполняет какие-то иные поручения, то не нужно давать оценку его действиям, а проявить благодарность за то, что он делает это.

Как правило, родители часто впадают в крайности. Одни хвалят своих детей просто так, без видимого повода, так сказать впрок. Но такая преждевременная похвала и поощрение часто не то, что не помогает ребенку, а и вредит ему. Другие же, наоборот, не склонны хвалить ребенка, и постоянно высказывают свое недовольство неудачами и ошибками, которые совершает малыш, открыто показывают разочарование, если у ребенка что-то не получилось. Но, ни один, ни второй подход не является правильным.

Хвалить ребенка, безусловно, нужно, но очень важно делать это правильно и грамотно, чтобы похвала была для ребенка полезной и пошла ему на пользу.

девочка и мама

Правила грамотной похвалы

  • Хвалить ребенка необходимо за то, что он уже сделал, совершил. Даже если еще нет какого-то реального результата, можно похвалить ребенка за предпринимаемые попытки что-то сделать и за его упорство, настойчивость, или даже за то, что он вообще решился взяться за какое-то непростое дело.
  • Стоит акцентировать внимание ребенка на том, чему он смог научиться в период своих попыток, какие знания получил, что сумел понять и т.д. Ведь зачастую отрицательный результат является полезный и необходимым опытом того, как делать не нужно и нецелесообразно.
  • Если ребенок достигает чего-то медленнее, чем сверстники, то необходимо подбадривать его и объяснять, что все способны учиться с различной скоростью, и у каждого свой темп освоения новых знаний и навыков. Но очень важно не опускать руки и продолжать трудиться, и тогда со временем все получится. Нужно сравнивать себя не с другими, а с тем, каков человек был раньше и каким стал сейчас.
  • Очень важно хвалить ребенка за его действия, а не за личные качества. Тогда ребенок будет легче переносить неудачи, так они будут наносить меньше вреда его самооценке и не уменьшать его ценности как личности. Ребенок начинает воспринимать неудачи просто как опыт, который нужно принять во внимание, но не как какую-то глобальную катастрофу, и становится более уверенным в себе и своих силах.

Правильная с точки зрения педагогики похвала будет очень способствовать выработке у ребенка адекватной самооценки, его правильному становлению как личности, привитие ему таких полезных в жизни качеств, как уверенность в себе, смелость, решительность, настойчивость.

Ни в коем случае нельзя критиковать ребенка в грубой или обидной для него форме, оценивать при критике личность ребенка, какие-то его личные качества. Это может нанести ему психологическую травму и привести к тому, что ребенок станет неуверенным в себе, будет бояться проявлять инициативу и станет замкнутым и инертным.

КОММЕНТИРОВАТЬ

Добавьте Ваш комментарий!
Добавьте Ваше имя!