Родители испытывают особую радость и гордость за своего дитя, который переходит четвёртого класса в пятый. Однако, перевод ребёнка из начального в среднее звено считается кризисным периодом. Оттого насколько успешно дитя справится с адаптацией к новым условиям, будет зависеть его успешность в учебной деятельности и самореализации. Важно, чтобы родители оказали своему сыну или дочке в этот период должную поддержку и помощь. Happykids даст вам несколько советов о том как помочь ребёнку адаптироваться к 5 классу.

 

Возрастные особенности пятиклассника

Как адаптироваться к 5 классу: пятиклассники. CC0

Прежде чем говорить об особенностях адаптационного периода в среднем звене, следует познакомиться с теми психологическими особенностями, которые протекают у детей в этом возрасте.

В этот период происходит смена, при которой роль ведущей деятельности переходит от «учебной» к «общению». Так, если раньше все детки приходили в школу за знаниями, то сейчас им больше интересно туда приходить, потому что они жаждут общения, стремятся обзавестись новыми знакомствами, верными друзьями. Именно поэтому адаптация в пятом классе существенно отличается от адаптации первоклассников, о которой мы подробно писали на happykids.su.

Ребёнок начинает ощущать чувство взрослости, ведь он больше не в младшей школе. У него появляется потребность занять достойное положение в школьном коллективе и в семье. Младший подросток уже активно противостоит необоснованным запретам, ему важно, чтобы с его мнением и пожеланиями считались, он ярко и эмоционально выражает своё мнение, что может приводить к возможным конфликтам со взрослыми, особенно с родителями.

Дети пятиклассники. CC0

В этот период дети находятся в поисках себя, определении своей личной уникальности, поэтому возможны смены вкусов, пристрастий, круга общения. Подросток обучается анализировать собственное поведение и окружающих, познаются социальные нормы и ценности.

Умственная активность младшего подростка продолжается оставаться на высоком уровне, однако в связи со сменой ведущей деятельности возможно снижение учебной успеваемости. Способности начнут развиваться в деятельности, которая будет вызывать положительные эмоции. Значительное влияние на мотивацию ребёнка будут оказывать ситуации успеха/неуспеха. Оценки также имеют большое значение, так как позволяют подтвердить способности ребёнка.

У ребёнка может усиливаться страх несоответствия ожиданиям окружающих. Младшему подростку весьма важно мнение окружающих его людей о нём самом.

 

Проблемы, возникающие в период адаптации пятиклассника

Как адаптироваться к 5 классу. CC0

Начало пятого класса — весьма сложный период для всех участников образовательного процесса: для детей, учителей, родителей. Проблем, с которыми можно столкнуться на данном этапе много. Поэтому очень важно знать как правильно адаптироваться к 5 классу и быть готовыми к всевозможным проблемам.

Пятиклассники сталкиваются со следующими трудностями:

  • увеличивается число учителей, с их разными требованиями;
  • смена расписания:
  • множество кабинетов, которые ещё трудно отыскать;
  • новички в классе (или он сам новичок);
  • смена классного руководителя;
  • в начальном звене были самыми старшими, а теперь снова самые маленькие;
  • возникновение конфликтных ситуаций со старшеклассниками;
  • снижение контроля, в связи с увеличением числа учителей;
  • возникновение пробелов в знаниях, поскольку материал от урока к уроку усложняется, и необходимо устранять любые пробелы.

На успешное завершение адаптационного периода окажет влияние способность ребёнка выстраивать отношение и общение с одноклассниками и учителями, следовать новым школьным правилам, ориентироваться в различных ситуациях.

 

Адаптация и дезадаптация пятиклассника

Школьная доска. CC0

Множественные исследования психологов доказывают, что переход ребёнка в среднее звено связано со снижением успеваемости. Ученику, который привык к определённым условиям в начальных классах, нужно некоторое время для адаптации к новому образу жизни. Под психологической адаптацией понимается приспособление обучающихся к обновлённым условиям школьной жизни, как внешних (кабинетная система), так и внутренних (установление контактов).

Большинство детей проходят адаптацию за 2–4 недели, однако у некоторых учеников этот период может затянуться на два–три месяца. По конкретным признакам можно судить о благополучном завершении адаптационного периода или о возможной дезадаптации.

Как адаптироваться к 5 классу: Карандаши. CC0

 

Признаки успешной адаптации:

  • высокая удовлетворённость ученика процессом обучения;
  • учебная программа с лёгкостью усваивается;
  • ребёнок проявляет высокую степень самостоятельности при выполнении ДЗ, он обращается за помощью только после неоднократных попыток решить задачу самостоятельно;
  • довольство отношениями с одноклассниками и учителями.

В случае если ребёнок демонстрирует следующие признаки, то можно говорить о его дезадаптации:

  • утомлённый, усталый вид ребёнка;
  • отсутствие желания делиться собственными впечатлениями о пройденном дне;
  • нежелание говорить на школьные темы, попытки отвлечь разговор от этих тем;
  • отсутствие желания выполнять домашние задания;
  • негативные высказывания в сторону школы в целом, конкретных учителей или других обучающихся;
  • жалобы на то, что произошло в школе;
  • отсутствие сна или беспокойный сон;
  • вялое состояние ребёнка, трудности с утренним подъемом;
  • систематические жалобы на проблемы с самочувствием.

Проявление признаков дезадаптации требует особого внимания со стороны учителей, родителей и психолога. Важно вовремя скорректировать определённые моменты, которые могут оказывать влияние на адаптацию ребёнка.

 

Что влияет на адаптацию?

Школьные принадлежности. CC0

Ребёнок, который на протяжении длительного времени не может адаптироваться к изменившимся условиям его учебной деятельности может испытывать значительные трудности с освоением новых знаний. Чтобы не допустить отставание дитя от учебной программы, следует проанализировать то, что может оказывать влияние на адаптацию ученика к средней школе.

К этому можно отнести следующее:

  • нарушенный режима дня, в результате чего ребёнок может слишком сильно переутомляться;
  • вынужденность выполнять различные требования от учителей-предметников;
  • потребность приспособиться к особенностям стиля преподавания каждого учителя;
  • развитие чувства одиночества из-за отсутствия первой учительницы, поскольку классному руководителю не всегда удаётся выделить нужное внимание своим ученикам;
  • изрядно завышенные ожидания и требования родителей к успешности своего дитя;
  • стремление ребёнка ощущать родительскую любовь и безусловное его принятие.

Корректировка этих моментов может привести к скорому приспособлению ребёнка к средней школе и его дальнейшей успешной самореализации.

 

Рекомендации родителям

Как адаптироваться к 5 классу: Ученица пятиклассница. CC0

Каждый родитель стремится приложить максимум усилий для обеспечения своего дитя всем необходимым для его успешной адаптации и социализации.

Родители в силах помочь ребёнку приспособиться к новым условиям. Для этого следует:

  1. Демонстрировать безусловное принятие малыша, даже если он потерпел неудачи, столкнувшись с некоторыми трудностями.
  2. Проявлять неподдельный интерес к школьной жизнедеятельности ребёнка, его отношениям с друзьями, обсуждать возможные проблемы, совместно искать способы их разрешения.
  3. Помочь чаду запомнить имена новых учителей.
  4. Обсуждать с ребёнком его недовольства в отношении школы в целом или отдельных учителей, при этом поддерживая авторитет учителя.
  5. В случае беспокойства, связанного с поведением ребёнка, следует это обсудить с классным руководителем или школьным психологом.
  6. В случае возникновения неких событий, способных оказать влияние на состояние психики малыша (развод, изменение состава семьи и т. д.), оповестить об этом классного руководителя.
  7. Не сравнивать ребёнка с другими детьми, не ставить его кого-либо в пример.
  8. Начать доверять ребёнку, ослабить контроль над его учебной деятельностью, но не делать это слишком быстро, нужно учитывать готовность ученика к таким изменениям.
  9. Создавать условия, способствующие развитию самостоятельности в поведении ребёнка. Например, привлечение ребенка к выполнению определённых домашних заданий.
  10. Отказаться от таких мер воздействия и наказания, как физические или психические наказания, запугивание, критика, унижение (особенно на глазах других людей), лишение определённых удовольствий.
  11. Поощрять и хвалить ребенка за конкретные поступки.
  12. Демонстрировать уверенное поведение, постараться стать примером для подражания.
  13. Отказаться от предъявления слишком завышенных требований.
  14. Помочь ребёнку найти хобби, реализовать себя во внеучебной деятельности.
  15. Помочь ребенку установить правильный режим дня, способствующим успешной самореализации.

Родителям следует постараться придерживаться описанному выше стилю поведения, поскольку он позволит в короткие сроки успешно адаптироваться к изменившимся условиям и стать более успешным в саморазвитии. Надеемся, что наш сайт happykids помог вам некоторыми советами о том, как правильно адаптироваться к 5 классу. Всего хорошего!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here