Содержание статьи
Родители испытывают особую радость и гордость за своего дитя, который переходит четвёртого класса в пятый. Однако, перевод ребёнка из начального в среднее звено считается кризисным периодом. Оттого насколько успешно дитя справится с адаптацией к новым условиям, будет зависеть его успешность в учебной деятельности и самореализации. Важно, чтобы родители оказали своему сыну или дочке в этот период должную поддержку и помощь. Happykids даст вам несколько советов о том как помочь ребёнку адаптироваться к 5 классу.
Возрастные особенности пятиклассника
Прежде чем говорить об особенностях адаптационного периода в среднем звене, следует познакомиться с теми психологическими особенностями, которые протекают у детей в этом возрасте.
В этот период происходит смена, при которой роль ведущей деятельности переходит от «учебной» к «общению». Так, если раньше все детки приходили в школу за знаниями, то сейчас им больше интересно туда приходить, потому что они жаждут общения, стремятся обзавестись новыми знакомствами, верными друзьями. Именно поэтому адаптация в пятом классе существенно отличается от адаптации первоклассников, о которой мы подробно писали на happykids.su.
Ребёнок начинает ощущать чувство взрослости, ведь он больше не в младшей школе. У него появляется потребность занять достойное положение в школьном коллективе и в семье. Младший подросток уже активно противостоит необоснованным запретам, ему важно, чтобы с его мнением и пожеланиями считались, он ярко и эмоционально выражает своё мнение, что может приводить к возможным конфликтам со взрослыми, особенно с родителями.
В этот период дети находятся в поисках себя, определении своей личной уникальности, поэтому возможны смены вкусов, пристрастий, круга общения. Подросток обучается анализировать собственное поведение и окружающих, познаются социальные нормы и ценности.
Умственная активность младшего подростка продолжается оставаться на высоком уровне, однако в связи со сменой ведущей деятельности возможно снижение учебной успеваемости. Способности начнут развиваться в деятельности, которая будет вызывать положительные эмоции. Значительное влияние на мотивацию ребёнка будут оказывать ситуации успеха/неуспеха. Оценки также имеют большое значение, так как позволяют подтвердить способности ребёнка.
У ребёнка может усиливаться страх несоответствия ожиданиям окружающих. Младшему подростку весьма важно мнение окружающих его людей о нём самом.
Проблемы, возникающие в период адаптации пятиклассника
Начало пятого класса — весьма сложный период для всех участников образовательного процесса: для детей, учителей, родителей. Проблем, с которыми можно столкнуться на данном этапе много. Поэтому очень важно знать как правильно адаптироваться к 5 классу и быть готовыми к всевозможным проблемам.
Пятиклассники сталкиваются со следующими трудностями:
- увеличивается число учителей, с их разными требованиями;
- смена расписания:
- множество кабинетов, которые ещё трудно отыскать;
- новички в классе (или он сам новичок);
- смена классного руководителя;
- в начальном звене были самыми старшими, а теперь снова самые маленькие;
- возникновение конфликтных ситуаций со старшеклассниками;
- снижение контроля, в связи с увеличением числа учителей;
- возникновение пробелов в знаниях, поскольку материал от урока к уроку усложняется, и необходимо устранять любые пробелы.
На успешное завершение адаптационного периода окажет влияние способность ребёнка выстраивать отношение и общение с одноклассниками и учителями, следовать новым школьным правилам, ориентироваться в различных ситуациях.
Адаптация и дезадаптация пятиклассника
Множественные исследования психологов доказывают, что переход ребёнка в среднее звено связано со снижением успеваемости. Ученику, который привык к определённым условиям в начальных классах, нужно некоторое время для адаптации к новому образу жизни. Под психологической адаптацией понимается приспособление обучающихся к обновлённым условиям школьной жизни: как внешних (кабинетная система), так и внутренних (установление контактов).
Большинство детей проходят адаптацию за 2–4 недели, однако у некоторых учеников этот период может затянуться на два–три месяца. По конкретным признакам можно судить о благополучном завершении адаптационного периода или о возможной дезадаптации.
Признаки успешной адаптации:
- высокая удовлетворённость ученика процессом обучения;
- учебная программа с лёгкостью усваивается;
- ребёнок проявляет высокую степень самостоятельности при выполнении ДЗ, он обращается за помощью только после неоднократных попыток решить задачу самостоятельно;
- довольство отношениями с одноклассниками и учителями.
В случае если ребёнок демонстрирует следующие признаки, то можно говорить о его дезадаптации:
- утомлённый, усталый вид ребёнка;
- отсутствие желания делиться собственными впечатлениями о пройденном дне;
- нежелание говорить на школьные темы, попытки отвлечь разговор от этих тем;
- отсутствие желания выполнять домашние задания;
- негативные высказывания в сторону школы в целом, конкретных учителей или других обучающихся;
- жалобы на то, что произошло в школе;
- отсутствие сна или беспокойный сон;
- вялое состояние ребёнка, трудности с утренним подъемом;
- систематические жалобы на проблемы с самочувствием.
Проявление признаков дезадаптации требует особого внимания со стороны учителей, родителей и психолога. Важно вовремя скорректировать определённые моменты, которые могут оказывать влияние на адаптацию ребёнка.
Что влияет на адаптацию?
Ребёнок, который на протяжении длительного времени не может адаптироваться к изменившимся условиям его учебной деятельности может испытывать значительные трудности с освоением новых знаний. Чтобы не допустить отставание дитя от учебной программы, следует проанализировать то, что может оказывать влияние на адаптацию ученика к средней школе.
К этому можно отнести следующее:
- нарушенный режима дня, в результате чего ребёнок может слишком сильно переутомляться;
- вынужденность выполнять различные требования от учителей-предметников;
- потребность приспособиться к особенностям стиля преподавания каждого учителя;
- развитие чувства одиночества из-за отсутствия первой учительницы, поскольку классному руководителю не всегда удаётся выделить нужное внимание своим ученикам;
- изрядно завышенные ожидания и требования родителей к успешности своего дитя;
- стремление ребёнка ощущать родительскую любовь и безусловное его принятие.
Корректировка этих моментов может привести к скорому приспособлению ребёнка к средней школе и его дальнейшей успешной самореализации.
Рекомендации родителям
Каждый родитель стремится приложить максимум усилий для обеспечения своего дитя всем необходимым для его успешной адаптации и социализации.
Родители в силах помочь ребёнку приспособиться к новым условиям. Для этого следует:
- Демонстрировать безусловное принятие малыша, даже если он потерпел неудачи, столкнувшись с некоторыми трудностями.
- Проявлять неподдельный интерес к школьной жизнедеятельности ребёнка, его отношениям с друзьями, обсуждать возможные проблемы, совместно искать способы их разрешения.
- Помочь чаду запомнить имена новых учителей.
- Обсуждать с ребёнком его недовольства в отношении школы в целом или отдельных учителей, при этом поддерживая авторитет учителя.
- В случае беспокойства, связанного с поведением ребёнка, следует это обсудить с классным руководителем или школьным психологом.
- В случае возникновения неких событий, способных оказать влияние на состояние психики малыша (развод, изменение состава семьи и т. д.), оповестить об этом классного руководителя.
- Не сравнивать ребёнка с другими детьми, не ставить его кого-либо в пример.
- Начать доверять ребёнку, ослабить контроль над его учебной деятельностью, но не делать это слишком быстро, нужно учитывать готовность ученика к таким изменениям.
- Создавать условия, способствующие развитию самостоятельности в поведении ребёнка. Например, привлечение ребенка к выполнению определённых домашних заданий.
- Отказаться от таких мер воздействия и наказания, как физические или психические наказания, запугивание, критика, унижение (особенно на глазах других людей), лишение определённых удовольствий.
- Поощрять и хвалить ребенка за конкретные поступки.
- Демонстрировать уверенное поведение, постараться стать примером для подражания.
- Отказаться от предъявления слишком завышенных требований.
- Помочь ребёнку найти хобби, реализовать себя во внеучебной деятельности.
- Помочь ребенку установить правильный режим дня, способствующим успешной самореализации.
Родителям следует постараться придерживаться описанному выше стилю поведения, поскольку он позволит в короткие сроки успешно адаптироваться к изменившимся условиям и стать более успешным в саморазвитии. Надеемся, что наш сайт happykids помог вам некоторыми советами о том, как правильно адаптироваться к 5 классу. Всего хорошего!