Адаптация. CC0

Однажды, у каждого ребёнка и его родителей наступает очень волнительный период — поступление в первый класс. В этот момент в жизни малыша начинают происходить большие перемены: у него появляются новые обязанности, расширяется круг общения, повышаются требования к нему. От того насколько успешно ребёнок сможет справиться с новой ролью, будет зависеть успешность его обучения, психологическое и физическое самочувствие. Поэтому так важно родителям помочь крохе адаптироваться к новым условиям его существования. Специально для родителей первоклассников HappyKids.su подготовил эту полезную статью, чтобы адаптация первоклассников к школе проходила наиболее благоприятно.

 

Возрастные особенности первоклассника

Адаптация школьников. CC0

Вопрос адаптации ребёнка к школе непосредственно связан с психологическими особенностями данного возраста. Родители знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью крохи считается игра. В детских садиках работа была построена именно таким образом, чтобы дитя усваивал новые знания через игру, а воспитатель оказывал поддержку в любую минуту.

В возрасте 6–7 лет у детей возникает большая потребность проявлять свою самостоятельность, активность и инициативу. Не зря психологи называют этот возраст кризисным. Детская непосредственность, которая была так свойственна дошкольнику, теряется. Малыш стремится придать эмоционально-смысловую характеристику собственным поступкам и окружающих его людей. Именно в этот момент у ребёнка формируется самооценка, которая так важна для становления личности. Для формирования адекватной самооценки важны любовь и забота семьи, безусловное принятие ребёнка близкими.

В этот период дети начинают применять на себя новую социальную роль — роль школьника. Игровая ведущая деятельность сменяется на учебную. Активно начинают развиваться познавательные процессы: внимание, память, словесно-логическое мышление. Всё это предопределяет психологическую готовность дитя к школе, а сформироваться она должна ещё до поступления в первый класс.

 

Адаптация первоклассников

Адаптация первоклассников. CC0

Адаптация — это приспособление к новым, изменившимся условиям существования. Первоклассники вынуждены привыкать к незнакомой для них обстановке, роли ученика, иному способу освоения информации.

Малышу становится сложно на данном жизненном этапе, ведь от него теперь требуется большая организованность, ответственность и самостоятельность, чтобы научиться выполнять требования поведения в школе, высиживать несколько уроков по 40 минут, выполнять домашние задания.

Большинство первоклассников в той или иной степени испытывают трудности во время адаптации, что может проявляться в следующем:

  • перепады настроения;
  • подавленность;
  • повышенная утомляемость;
  • плохой аппетит;
  • головные боли;
  • плаксивость, капризное поведение;
  • агрессивность, злоба;
  • нежелание посещать школьное заведение;
  • отрицательное отношение к учёбе.

Адаптация первоклассников к школе протекает довольно длительное время и требуется для неё от 2–3 месяцев до полугода. Весь адаптационный период можно условно разделить на 3 этапа:

 

1 этап

Характеризуется данный период протеканием бурной реакции, все возможности ребёнка функционируют в стрессовом режиме. На изучение новых условий, умения ориентироваться в них и подстройки под эти требования необходимо в среднем около 2–3 недель.

 

2 этап

Ребёнок уже начинает отыскивать наилучшие формы поведения, реагировать на всё начинает более спокойно. Первоклассник испытывает неустойчивое приспособление.

 

3 этап

Первоклассник достигает этого этапа, когда различные ситуации, связанные со школьной жизнью, перестают быть для него стрессовыми, так как он уже освоил способы реагирования на них, ребёнок приобретает устойчивое приспособление.

 

Карандаш и линейка. CC0

Все первоклассники во время адаптационного периода переживают эти этапы приспособления к новым условиям реальности, на прохождение которых каждому ребёнку требуется определённое количество времени. Кому-то для приспособления достаточно 2 месяцев, а кому требуется не менее полугода. Поэтому в одном и том же классе могут быть дети, которые находятся на разных уровнях адаптации:

  • Положительная адаптация. Ребёнок имеет позитивное отношение к школе и учёбе, выполняет все требования окружающей действительности. Успешно осваивает учебный материал, способен к выполнению сложных задач. Первоклассник становится ответственным, исполнительным, самостоятельным, способным брать на себя инициативу. В классном коллективе имеет благоприятные отношения, с учителем контакт налаженный. Ребёнок привыкает к школе за первые 2 месяца учёбы.
  • Умеренная адаптация. Дитя положительно относится к школе. Учебная успеваемость на среднем уровне, школьник способен успешно справиться с преподаваемым материалом, если учитель подробно и наглядно его излагает. При условии отсутствия контроля, отвлекается. Со многими одноклассниками сложились положительные отношения. На адаптацию уходят первые полгода учёбы.
  • Нарушение адаптации (дезадаптация). У ребёнка равнодушное или негативное отношение к школе и учёбе, он не способен справиться с учебным материалом без помощи учителя, домашние задания выполняет лишь периодически. На занятиях школьник систематически отвлекается, дисциплину нарушает. Поведение в школе характеризуется как агрессивное или, наоборот, тревожное. Ребёнок не нашёл общего контакта ни с кем из одноклассников, друзей нет. Подобные ситуации дезадаптации требуют консультации у невролога, психолога.

 

Ребёнок способен успешно справиться с адаптацией при внимательном подходе учителя, школьного психолога и, конечно же, с поддержкой родителей.

Кстати, о том, как успокоить ребёнка во время истерики, читайте на нашем сайте happykids.su. Но надеемся, что во время адаптации к школе, вы не столкнётесь с такими проблемами.

 

Памятка для родителей

Памятка для родителей. CC0

Важная задача для родителей первоклассника — помочь ему адаптироваться к школе, благодаря чему он сможет успешно усваивать учебный материал и развиваться. Родительская помощь может заключаться в следующем:

  1. Установить правильный режим дня. Чтобы ребёнок не переутомлялся, был собранным и внимательным на уроках, важно:
  • вовремя ложиться спать и рано вставать;
  • ежедневно гулять на свежем воздухе (не менее 2 часов в день);
  • предоставлять возможность отдыхать после уроков;
  • соблюдать правильный рацион питания, принимать витамины (по рекомендации педиатра);
  • ограничить просмотр телевизора и игр за компьютером (телефоном, планшетом), особенно перед сном;
  • организовать место для занятий с хорошим освещением и соответствующей возрасту мебелью;
  • привить ребёнку навыки личной гигиены.
  1. Способствовать формированию у ребёнка положительной самооценки: сравнивать его не с другими детьми или эталоном требований, а с его собственными достижениями.
  2. Стараться избегать конфликтов в семье, чтобы избежать дополнительного стресса для малыша.
  3. Демонстрировать ребёнку свою любовь и заботу, хвалить его за любые, даже самые незначительные достижения. Проводить с ним как можно больше свободного времени, организовать совместный досуг.
  4. Принимать во внимание психологические особенности малыша, от которых зависит скорость усвоения информации и выполнения заданий.
  5. Приучать ребенка к самоконтролю и ответственности путём предоставления ему разумной самостоятельности.
  6. Научить ребёнка способам налаживания взаимоотношений с одноклассниками, и разрешения конфликтных ситуаций.
  7. Демонстрировать ребёнку своё уважительное отношение к школе и учителям, ни в коем случае не подрывать их авторитет в глазах дитя.
  8. Поддерживать дружественный контакт с учителем, со спокойствием реагировать на замечания в адрес малыша, советоваться в вопросах разрешения различных ситуаций.

Адаптация к школе. CC0

В этот нелёгкий период адаптации первоклассника к новым условиям очень важно со стороны родителей проявлять безусловное принятие малыша, ко всем ситуациям относиться спокойно и доброжелательно. Именно такое поведение родителей поможет первокласснику привыкнуть к школе быстро и безболезненно. Если у ребёнка отличное самочувствие, он заинтересован в учёбе, в школьном коллективе не имеет конфликтов и завёл себе друзей в классе и имеет отличные отношения с учителем — можно себя поздравить, малыш успешно адаптировался к школе. На этом HappyKids заканчивает статью и желает вам и вашим детям счастья, гармонии, отличных достижений и чтобы ваша адаптация первоклассников прошла беспроблемно!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here